ArticlePDF Available

The effect of modification of nickel interlayer surface on the uniformity of deformation at pressure welding of titanium alloy and stainless steel

Authors:

Abstract

Uniformity of deformation in bonding zone during pressure welding of titanium alloy to stainless steel with nickel interlayer was studied. It was shown that in the case of flat surfaces the stagnant zones in the center of the samples are formed and formation of bonds takes place non-uniformly: edges of the samples are seized, while in the center the welded surfaces seizing is weak. This phenomenon is due to the fact that as a result of interdiffusion and forming of chemical bonds the friction force increases dramatically, resulting in a deformation localized on periphery of the samples. Formation of stagnant zones and non-uniform bonding reduce the quality of welding. For delocalization of deformation along welded surfaces the modification of nickel surface by creation of periodic system of small projections was proposed. The effect of such modification on the uniformity of deformation at pressure welding was simulated. It was shown small cavities are formed in the contact zone when the surfaces of connected materials to be modified by projections. Forming for τ = 35 min at width to height ratio of the projections S/h = 2/5 on nickel surfaces provides the most uniform distribution of deformation and complete elimination of residual cavities on bonded surfaces titanium alloy – nickel and stainless steel – nickel.
133
Письма о материалах 5 (2), 2015 стр. 133-137
Letters on materials 5 (2), 2015 pp. 133-137 www.lettersonmaterials.com
УДК 621.791
Модифицирование поверхности прослойки никеля
дляделокализации деформации присварке давлением
образцов титанового сплава инержавеющей стали
Р. Г.Хазгалиев1†, М. Ф.Имаев1, Р. Р.Мулюков1,2, Ф. Ф.Сафин3
sloth-usatu@mail.ru
1Институт проблем сверхпластичности металлов РАН, ул. Степана Халтурина 39, Уфа, 450001, Россия
2Башкирский государственный университет, ул. Заки Валиди 32, 450076, Россия
3Уфимский государственный авиационный технический университет, ул. К. Маркса 12, Уфа, 450000, Россия
Исследовали равномерность деформации в зоне соединения при сварке давлением образцов титанового сплава
ПТ3В и нержавеющей стали 12Х18Н10Т через никелевую прослойку. Показано, что в случае плоских поверхностей
соединяемых образцов в центре их образуются застойные зоны, а формирование соединения происходит неравно-
мерно: схватываются края образцов, в то время как в центре свариваемых поверхностей схватывание слабое. Такое
явление обусловлено тем, что в результате взаимной диффузии и образования химических связей резко увеличива-
ется сила трения, в результате чего деформация локализуется на периферии образцов. Образование застойных зон
и неравномерное схватывание снижают качество сварного соединения. Проведено моделирование процесса сварки.
Установлено, что наиболее реальное состояние фрикционного взаимодействия в зоне контактов прослойки никеля
с образцами титанового сплава и нержавеющей стали соответствует условию полного прилипания поверхностей
(stick condition). Показано, что при плоских поверхностях соединяемых образцов в их центре образуются застой-
ные зоны. С целью делокализации деформации вдоль свариваемых поверхностей предложено модифицировать по-
верхность никеля периодической системой мелких выступов. Методами моделирования определено влияние такого
модифицирования на однородность деформации при сварке давлением. Показано, что при модифицировании по-
верхности никеля выступами в зоне контакта образуются небольшие полости. Формовка в течение τ=35 минут при
соотношении ширины к высоте выступа S/h = 2/5 на никелевой прослойке обеспечивает наиболее равномерное рас-
пределение деформации, а также полное устранение остаточных полостей на свариваемых поверхностях титановый
сплав-никель и нержавеющая сталь-никель.
Ключевые слова: сварка давлением, сварка разнородных материалов, равномерность деформации, зона соединения
e eect of modication of nickel interlayer surface on the
uniformity of deformation at pressure welding
of titanium alloy and stainless steel
R. G. Khazgaliev1, M.F. Imayev1, R.R. Mulyukov1,2, F.F. San3
1Institute for Metals Superplasticity Problems RAS, 39 KhalturinSt., Ufa, 450001, Russia
2Bashkir State University, 32 Z.ValidiSt., Ufa, 450076, Russia
3Ufa State Aviation Technical University, 12 K. Marx St., Ufa, 450000, Russia
Uniformity of deformation in connection zone during pressure welding of titanium alloy to stainless steel with nickel interlayer
was studied. It was shown that stagnant zones in the center of the samples are formed if use metals with at surfaces. For
delocalization of deformation along welded surfaces the modication of nickel surface by creation of periodic system of small
ledges was proposed. e eect of such modication on the uniformity of deformation at pressure welding was simulated.
Uniformity of deformation in connection zone during pressure welding of titanium alloy to stainless steel with nickel interlayer
was studied. Compound takes place unevenly, grasped the edge of the samples, while in the center of the welded surfaces weak
grasp. is phenomenon is due to the fact that the friction force increases sharply as a result of interdiusion and chemical
bonding, resulting in localized deformation at the periphery of the samples. It was shown that stagnant zones in the center of the
samples are formed if use metals with at surfaces. Such compounds reduce the quality of the zone in the center of the samples.
For delocalization of deformation along welded surfaces the modication of nickel surface by creation of periodic system of small
134
Хазгалиев и др. / Письма о материалах 5 (2), 2015 cтр. 133-137
Khazgaliev et al. / Letters on materials 5 (2), 2015 pp. 133-137
Введение
В различных конструкциях часто встречается сочета-
ние деталей из титанового сплава инержавеющей ста-
ли. Внастоящее время такие детали соединяют, какпра-
вило, с помощью крепежных элементов. Крепежные
элементы нетолько утяжеляют конструкцию, ноиуве-
личивают ее момент инерции. Уменьшение последнего
параметра особенно актуально для вращающихся ча-
стей двигателей и генераторов. Получение качествен-
ного неразъемного соединения этой пары позволит
нетолько уменьшить вес имомент инерции, ноисуще-
ственно усовершенствовать конструкцию ответствен-
ных узлов.
Попытки получения качественного соединения
при непосредственном контакте образцов титанового
сплава и нержавеющей стали не увенчались успехом,
так как в этом случае образуются хрупкие интерметал-
лиды Fe — Cr — Ti иFe — Ti, ивозникают остаточные
напряжений из-занесоответствия коэффициентов тер-
мического расширения соединяемых материалов. Од-
ним изспособов избежать образования хрупких интер-
металлидов является использование тонких прослоек
других металлов. Предложено много различных вари-
антов прослоек, включая многослойные [1—3]. Они по-
зволяют существенно улучшить механические свойства
соединений. Врезультате взаимной диффузии иобразо-
вания химических связей между соединяемыми метал-
лами значительно увеличивается коэффициент трения
(вплоть дозалипания). Между темизвестно, чтоувели-
чение сил трения неизбежно приводит кнеравномерно-
сти деформации и образованию застойных зон [4]. Во-
просу однородности сварного соединения влитературе
уделено недостаточного внимания.
Целью данной работы было исследовать равномер-
ность соединения образцов титанового сплава инержа-
веющей стали через никелевую прослойку, полученного
сваркой давлением, атакже показать возможность дело-
кализации деформации за счет изменения топографии
поверхности прослойки.
Методика эксперимента
Размеры исходных образцов титанового сплава
ПТ-3В и нержавеющей стали 12Х18Н10Т составляли
4х4х16 мм3. Сварку давлением образцов стали ититано-
вого сплава осуществляли через никелевую (НП2) про-
слойку толщиной 0,2 мм наустановке «АЛА-ТОО (тип
ИМАШ 20—78)». Режимы сварки: давление Р=4 МПа,
температура Т=650, 700 и 750°С, время сварки τ=20
мин, давление вакуума Р=2×10-3 Па. Полученные об-
разцы разрезали вдоль оси сжатия наэлектроэрозион-
ном станке и последовательно полировали алмазными
пастами различной зернистости иколлоидной суспен-
зией OP-S (Struers) сразмером абразива 0,04 мкм. Ми-
кроструктуру исследовали на оптическом микроскопе
Olympus GX51 и растровом электронном микроскопе
Tescan Vega с приставкой для энергодисперсионного
анализа Oxford Instruments X-act. Степень деформации
никелевой прослойки рассчитывали по изменению ее
высоты втрех участках: левом иправом краях прослой-
ки ивцентре.
Компьютерное моделирование процесса сварки про-
водили в двумерной постановке (плоская деформация)
на базе универсального комплекса DEFORM. Инстру-
мент задавался какабсолютно жесткое тело. Длямодели-
рования использовали кривые упрочнения для сплавов
Ti6Al4V иAISI 321 избазы данных Deform. Состав имеха-
нические свойства этих сплавов наиболее близки кПТ3В
и12Х18Н10Т, соответственно. Набор кривых напряжение
деформация дляникеля НП2 был получен изработы [5].
Результаты иобсуждение
Эксперимент. На рис.1 представлены эксперименталь-
ный данные по степени деформации никелевой про-
слойки взависимости оттемпературы иместа насвар-
ном шве. Степень деформации никелевой прослойки
вцелом уменьшается сувеличением температуры свар-
ки. Данное обстоятельство связано каксрезким увели-
чением размера зерен, так и увеличением сил трения
на свариваемых поверхностях. Кроме того, при всех
температурах сварки степень деформации вцентре про-
слойки меньше, чемнакраях (рис.1). Анализ структуры
зоны твердофазного соединения показал, что в центре
шва присутствуют участки сцепочками пор, втовремя
как на периферии шва таких участков необнаружено.
Полученные результаты согласуются сданными работы
Рис. 1. Степень деформации в прослойке никеля: 1- центр; 2,3
– края.
Fig. 1. Strain in nickel interlayer aer DB: 1 – center, 2, 3 – edges.
ledges was proposed. e eect of such modication on the uniformity of deformation at pressure welding was simulated. It was
shown that the modication of the surfaces of connected materials protrusions are formed in the contact zone of the cavity.
Keywords: pressure welding, dissimilar metals joining, uniformity of deformation, welding zone
135
Хазгалиев и др. / Письма о материалах 5 (2), 2015 cтр. 133-137
Khazgaliev et al. / Letters on materials 5 (2), 2015 pp. 133-137
[6], где была обнаружена неравномерность деформа-
ции поширине прослойки иразличие вколичестве пор
вцентральной зоне прослойки ипоее краям.
Количественный химический анализ показал,
что интерметаллиды формируются при всех темпера-
турах сварки, причем с ростом температуры ширина
зон гетеродиффузии растет. Морфология интерметал-
лидов поразные стороны отникелевой прослойки раз-
ная. Награнице титановый сплав — никель образуются
сплошные слои трех интерметаллидов Ti2Ni, TiNi иTiNi3
с двухфазными областями между ними. Ширина зоны
соединения титановый сплав — никель (без учета α-Ti
области) изменяется от7 до20 мкм помере увеличения
температуры от Т=650°С доТ=850°С. Зона соединения
никель — сталь неимеет сплошной слоистой структуры.
Вней обнаруживаются дисперсные частицы обогащен-
ные хромом. Точный состав частиц определить не уда-
лось, т. к. их размер меньше диаметра области генера-
ции характеристического рентгеновского излучения.
Ширина зоны соединения никель — сталь слабо зависит
оттемпературы сварки и составляет 15—20 мкм. Более
подробно обэтом изложено вработах [6,7].
Таким образом, в процессе высокотемпературной
выдержки образцов поддавлением происходит форми-
рование твердофазного соединения каквзоне контакта
титановый сплав — никель, так взоне сталь — никель.
Формирование соединения сопровождается образова-
нием интерметаллидов. Все эти процессы в совокупно-
сти приводят квозрастанию сил трения инеравномер-
ности деформации вдоль никелевой прослойки. Центр
прослойки деформируется слабее, и тамобразуется за-
стойная зона. На периферии, благодаря более высокой
степени деформации, сцепление происходит быстрее,
иформируется более качественное соединение.
Очевидно, чтодляполучения сплошного икачествен-
ного соединения необходимо равномерно распределить
деформацию вдоль никелевой прослойки. Одним изпу-
тей решения этой проблемы может стать модификация
поверхности соединяемых металлов посредством нане-
сения периодичной системы мелких выступов. В этом
случае застойные зоны будут формироваться у вершин
выступов. Нам представляется, что варьируя параме-
трами таких выступов можно существенно уменьшить
площадь застойных зон и улучшить свариваемость
материалов. Экспериментальное решение такого под-
хода весьма затратное. В данной работе для подтвер-
ждения возможности такого подхода выполнили чис-
ленное моделирование процесса соединения образцов
титанового сплава истали через никелевую прослойку.
Моделирование. Для качественной проверки влия-
ния выступов наоднородность деформации присварке,
атакже ускорения расчетов, была поставлена двумерная
осесимметричная задача. Одинаковую периодическую
систему выступов нанесли на обе стороны никелевой
прослойки (рис.2). Выступы имеют плоскую вершину
изакругленную кромку. Варьировали ширину S ивысоту
h выступов вусловных единицах. Характеристикой каче-
ства соединения служила относительная протяженность
оставшихся пор. Условия моделирования: Т=800°C, дав-
ление Р=4 МПа, время процесса τ=20 мин. Некоторые
трудности возникли привыборе коэффициента трения.
Сравнение с экспериментом показало, что наиболее
точно результаты моделирования коррелируют сэкспе-
риментальными данными в случае задавания условий
полного залипания (stick condition). Поэтому для мо-
делирования процесса соединения прослойки никеля,
каксобразцом стали, так исобразцом титанового спла-
ва, задавали условие полного залипания.
Сравнение картин распределения деформации
при плоской и модифицированной поверхности про-
слойки никеля представлено нарис.3. Видно, чтовслу-
чае плоской никелевой прослойки в центральной ее
части образуется застойная зона, адеформация преиму-
щественно локализована на краях прослойки. Вслучае
модифицированной никелевой прослойки распределе-
ние деформации наповерхности более равномерное.
Нахождение оптимального соотношения S / h ослож-
Рис. 2. Схема модифицирования поверхности никелевой про-
слойки.
Fig. 2. Scheme of surface modication of nickel layer.
Рис. 3. Распределения деформации в зоне соединения при пло-
ской (a) и модифицированной выступами (b) поверхности ни-
келевой прослойки.
Fig. 3. Strain distribution in the bond region with at (a) and
modied by projections (b) surface of nickel layer.
a
b
136
Хазгалиев и др. / Письма о материалах 5 (2), 2015 cтр. 133-137
Khazgaliev et al. / Letters on materials 5 (2), 2015 pp. 133-137
няется необходимостью согласования двух независимых
параметров, характеризующих процесс сварки: 1) протя-
женность остаточных полостей и2) деформация в зоне
соединения. Поскольку дляосуществления соединения
необходима деформация, тос точки зрения второго па-
раметра оптимум — это область смаксимальной экви-
валентной деформацией. Однако область максимальной
деформации необязательно будет совпадать собластью
минимальной протяженности полостей. Причем необ-
ходимо согласовать эти два параметра дляобеих поверх-
ностей: никель — титановый сплав иникель — нержа-
веющая сталь.
Рис. 4. Зависимости относительной протяженности полостей (а,c) и эквивалентной деформации (b,d) от высоты h и ширины S
выступов на следующих поверхностях: (а,b) титановый сплав – никель; (c,d) нержавеющая сталь – никель.
Fig. 4. Dependence of relative length of the cavities (a,c) and equivalent strain (b,d) on the height h and width S of the projections on the
following surfaces: (a,b) titanium alloy - nickel; (c,d) stainless steel – nickel.
Рис. 5. Распределение эквивалентной деформации всоединении
титановый сплав - никель - нержавеющая сталь присоотноше-
нии ширины ивысоты выступов S / h=16 / 2; (a) общий вид, (b)
увеличен второй слева выступ.
Fig. 5. Distribution of equivalent strain in the bond titanium
alloy - nickel - stainless steel at width to height ratio of the projections
S / h = 16 / 2; (a) general view, (b) increased second le projection.
Рис. 6. Зависимость протяженности полостей отвремени свар-
ки длядвух соотношений ширины квысоте выступа S / h = 2 / 5
и16 / 2.
Fig. 6. Dependence of length of cavities on welding time for two
width to height ratios of the projections S / h = 2 / 5 and 16 / 2.
a
c
b
d
a
b
137
Хазгалиев и др. / Письма о материалах 5 (2), 2015 cтр. 133-137
Khazgaliev et al. / Letters on materials 5 (2), 2015 pp. 133-137
Для поиска оптимального соотношения S / h по-
строены диаграммы изменения протяженности поло-
стей (рис.4а,c) и эквивалентных деформаций (pис.4b,d)
дляобеих свариваемых поверхностей. Видно, чтоизме-
нение протяженности полостей иэквивалентной дефор-
мации для обеих поверхностей имеет приблизительно
одинаковый вид. В парах титановый сплав — никель
исталь — никель минимумы протяженности полостей
и максимумы деформации не совпадают: на обеих по-
верхностях минимумы протяженности полостей нахо-
дятся вобласти больших S ималых h (правый нижний
угол диаграмм), втовремя какмаксимумы деформации
реализуется приS / h =2 / 5.
Очевидно, чтообласть низких ишироких выступов
нельзя рассматриваться какоптимальную, т. к. при та-
ких низких уровнях деформации соединения металлов
не произойдет. Это хорошо видно из распределения
эквивалентной деформации в случае широких иневы-
соких выступов наникелевой прослойке (pис.5). Уши-
рокого выступа образуется застойная зона, что фак-
тически означает возврат к случаю сплошной плоской
поверхности слокализацией деформации украев образ-
ца (pис.3).
Таким образом, оптимумом следует считать соотно-
шение S / h =2 / 5, прикотором достигается максимум де-
формации, хотя вэтом случае протяженности полостей
на поверхностях титан-никель и сталь-никель состав-
ляют соответственно 5 и9 у.е. Дляуменьшения протя-
женности полостей разумнее увеличить время выдерж-
ки под давлением. Нарис.6 представлена зависимость
протяженности полостей длядвух соотношений S / h=2 / 5
и16 / 2. Видно, чтоисчезновение полостей наобоих ти-
пах выступов происходит за35 минут. Но, если вслучае
S / h=2 / 5 величина эквивалентной деформации равна
e=1,35, тодляS / h = 16 / 2 она меньше единицы. Таким об-
разом, даже увеличение времени формовки неприводит
кповышению степени деформации вслучае S / h = 16 / 2.
Поэтому оптимальными условиями сварки следует счи-
тать: S / h = 2 / 5, время выдержки — τ=35 мин.
Выводы
Образование соединения образцов титанового спла-
ва и нержавеющей стали через никелевую прослойку
при формовке происходит крайне неравномерно: схва-
тываются края образцов, втовремя каквцентре свари-
ваемых поверхностей схватывание слабое. Такое явление
обусловлено тем, что в результате взаимной диффузии
и образования химических связей резко увеличивается
сила трения, врезультате чего деформация локализуется
напериферии образцов.
Проведено моделирование процесса сварки. Уста-
новлено, чтонаиболее реальное состояние фрикционно-
го взаимодействия в зоне контактов прослойки никеля
с образцами титанового сплава и нержавеющей стали
соответствует условию полного прилипания поверхно-
стей (stick condition). Показано, чтоприплоских поверх-
ностях соединяемых образцов в их центре образуются
застойные зоны.
Какпоказало моделирование, модифицирование обо-
их поверхностей никелевой прослойки периодической
системой мелких выступов способствует более равномер-
ному распределению деформации в зоне контакта раз-
нородных материалов. Формовка втечение τ=35 минут
при соотношении ширины к высоте выступа S / h = 2 / 5
на никелевой прослойке обеспечивает наиболее равно-
мерное распределение деформации, атакже полное удале-
ния остаточных полостей на свариваемых поверхностях
титановый сплав-никель инержавеющая сталь-никель.
Литература / References
1. V. R. Ryabov, D. M. Rabkin, R. S. Kurochka,
L. G. Strizhevskaya. Welding of dissimilar metals and
alloys. M. Mashin. (1984) 239 p. (in Russian) [В. Р.Рябов,
Д. М. Рабкин, Р. С. Курочка, Л. Г. Стрижевская.
Сварка разнородных металлов и сплавов. М.
Машиностроение. (1984) 239 с.]
2. A. V.Lyushinskiy. Diusion welding of dissimilar
materials: a manual for students in higher education.
Academy. (2006) 239 p. (in Russian) [А. В.Люшинский.
Диффузионная сварка разнородных материалов:
учебное пособие для студентов высших учебных за-
ведений. Академия. (2006) 208 с.]
3. E.S. Karakozov. Welding of metals pressure. M. Mashin.
(1986) 280 p. (in Russian) [Э. С.Каракозов. Сварка ме-
таллов давлением. М. Машиностроение. (1986) 280 с.]
4. M. V. Storozhev, E. A. Popov. eory of plastic metal
working. M. Mashin. (1977) 423 p. (in Russian)
[М. В. Сторожев, Е. А. Попов. Теория обработки ме-
таллов давлением. М.Машиностроение. (1977) 423 с.]
5. O. A. Kaybyshev, A. A. Markelov.
Izvestia - Ferrous Metallurgy. 7, 119—121 (1973). (in
Russian) [О. А. Кайбышев, А. А. Маркелов. Известия
ВУЗов. Черная металлургия. 7, 119—121 (1973).]
6. E.V. Va litova, A. Kh.Akhunova, V. A.Valitov, S. V.Dmitriev,
R. Ya. Lutfullin, M. Kh. Mukhametrakhimov. Letters
on Materials. 4 (3), 190—194 (2014). (in Russian)
[Э. В. Валитова, А. Х. Ахунова, В. А. Валитов,
С. В.Дмит риев, Р. Я.Лутфуллин, М. Х.Мух аметрахимов.
Письма оматериалах. 4 (3), 190—194 (2014).
7. R. G. Khazgaliev, M. Kh. Mukhametrakhimov,
R. R. Mulyukov, R. Ya. Lutfullin Journal Perspektivnye
materialy. 529—534 (2011). (in Russian) [Р. Г.Хазгалиев,
М. Х.Мухаметрахимов, Р. Р.Мулюков, Р. Я.Лутфуллин.
Перспективные материалы. 529—534 (2011).]
8. R. G. Khazgaliev, A. R. Khalikov, S. V. Dmitriev. In:
Collection of works of Russian scientic and practical
conference of young scientists and students, ed by
S. B. Sapozhkov, E. V. Politsinskiy, E. G. S oboleva,
T. S. Katruk, E. G. Fisochenko. Yurga Institute of
Technology. Tomsk. (2014) 167—172 p. (in Russian)
. Г.Хазгалиев, А. Р.Ха ликов, С. В.Дмитриев. Сборник
трудов Всероссийской научно-практической кон-
ференции молодых ученых, аспирантов и студен-
тов. Юргинский технологический институт. Подред.
С. Б.Сапожков. Томск. Издательство Томского поли-
технического университета (2014) 167—172 c.]
Article
The paper investigates the possibility of improving the technology of diffusion welding, which can be used both for joining dissimilar materials for the manufacture of complex devices in the aerospace industry on the ground, and for repair and design in outer space. A laser treatment by nanosecond laser pulses of the ultraviolet range was carried out for surface modification of industry alloys (CrNi55CuВZn, steel AISI 316, Cu–Cr bronze) used in space technology due to high values of thermal and electrical conductivity. It was shown that the preliminary laser treatment leads to an improvement in the properties of the weld: an increase in tensile strength by more than 10%, and tensile strain by more than 20% for certain joints of materials. Also, laser pre-processing can improve the productivity of the welding process, in particular, reduce the temperature and shorten the welding time.
Welding of dissimilar metals and alloys
  • V R Ryabov
  • D M Rabkin
  • R S Kurochka
  • L G Strizhevskaya
V. R. Ryabov, D. M. Rabkin, R. S. Kurochka, L. G. Strizhevskaya. Welding of dissimilar metals and alloys. M. Mashin. (1984) 239 p. (in Russian) [В. Р. Рябов, Д. М. Рабкин, Р. С. Курочка, Л. Г. Стрижевская. Сварка разнородных металлов и сплавов. М. Машиностроение. (1984) 239 с.]
Welding of metals pressure
  • E S Karakozov
E. S. Karakozov. Welding of metals pressure. M. Mashin. (1986) 280 p. (in Russian) [Э. С. Каракозов. Сварка металлов давлением. М. Машиностроение. (1986) 280 с.]
Theory of plastic metal working
  • M V Storozhev
  • E A Popov
M. V. Storozhev, E. A. Popov. Theory of plastic metal working. M. Mashin. (1977) 423 p. (in Russian) [М. В. Сторожев, Е. А. Попов. Теория обработки металлов давлением. М. Машиностроение. (1977) 423 с.]
  • E V Valitova
  • A Kh
  • V A Akhunova
  • S V Valitov
  • R Dmitriev
  • Ya
  • M Lutfullin
  • Kh
E. V. Valitova, A. Kh. Akhunova, V. A. Valitov, S. V. Dmitriev, R. Ya. Lutfullin, M. Kh. Mukhametrakhimov. Letters on Materials. 4 (3), 190-194 (2014). (in Russian) [Э. В. Валитова, А. Х. Ахунова, В. А. Валитов, С. В. Дмитриев, Р. Я. Лутфуллин, М. Х. Мухаметрахимов. Письма о материалах. 4 (3), 190-194 (2014).
Lutfullin Journal Perspektivnye materialy
  • R G Khazgaliev
  • M Kh
  • R R Mukhametrakhimov
  • R Mulyukov
  • Ya
R. G. Khazgaliev, M. Kh. Mukhametrakhimov, R. R. Mulyukov, R. Ya. Lutfullin Journal Perspektivnye materialy. 529-534 (2011). (in Russian) [Р. Г. Хазгалиев, М. Х. Мухаметрахимов, Р. Р. Мулюков, Р. Я. Лутфуллин. Перспективные материалы. 529-534 (2011).]